Учебно-воспитательная деятельность

Образовательный процесс в ГУТО «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей» существенно отличается от образовательных процессов в учебных заведениях общего образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ и гарантируется им независимо от их состояния здоровья и места жительства. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных классов, групп и мастерских трудового обучения в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с нормативными актами и Уставом учреждения в детский дом-интернат для детей с аномалиями умственного развития принимаются дети с умственной отсталостью (умеренная, тяжелая, глубокая) в сочетании с множественными дефектами развития, не имеющие установленных медицинских противопоказаний, на условиях договора о стационарном обслуживании.

Цель коррекционно-педагогической деятельности:

Создание в детском доме адекватной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и эмоционального развития детей, самореализации воспитанников с учетом их возможностей и способностей.

Обозначенная цель определяет следующие направления работы детского дома:

  • Учебно-коррекционное направлено на развитие и коррекцию познавательной активности и умственных способностей детей, на гармоничное развитие всех сфер психической деятельности, формирование навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Реализуется через специально организованные занятия: индивидуальные, групповые, фронтальные, развивающие игры. Осуществляется воспитателями, дефектологом, логопедом, психологом и др. специалистами.
  • Физкультурно-оздоровительное. Включает систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и физическое развитие детей. Реализуется через физкультурные занятия, гигиенические и закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, сон, прогулки, занятия спортом, игры, спортивные праздники и соревнования.
  • Художественно-эстетическое. Направлено на развитие творческих способностей воспитанников, ориентировано на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, изобразительной и музыкальной деятельности. Реализуется в процессе занятий, досуговой деятельности, участия в различных праздниках и выставках.
  • Экологическое. Включает систему мероприятий, направленных на приобщение детей к природе, формированию системы знаний о природе, развитие эмоционального отношения к ней, формирование экологической культуры. Реализуется через специально организованные занятия и в процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, дидактических и развивающих игр.
  • Нравственно-трудовое. Включает систему мероприятий, направленных на приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду, формирование трудовых умений и навыков, устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду, представлений о труде взрослых. Реализуется через специально организованные занятия, индивидуальный и коллективный труд.

Учебно-воспитательная работа в соответствии с программами представляет собой целую систему мероприятий, включающих привитие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, формирование трудовых и профессиональных навыков, обучение элементарной грамоте, ознакомление с социальной действительностью. Для этого созданы необходимые условия: имеются классы, игровые, мастерские (художественная, швейная), кабинет логопеда, дефектолога и сенсорная комната. Особое место в воспитательной работе занимает игровая деятельность, как самая приемлемая форма обучения умственно отсталых детей.